читать
Выпуск 31 (135) июль 2012 года
• Воспоминания В. Н. Виноградова
СВЯТАЯ, КАК ХЛЕБ, ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ
Лето. Самое время поговорить о сельском хозяйстве, точнее об его отсутствии в районе. Не в упрёк землякам, отметим, что эта отрасль экономики сейчас не востребована. Деревня вымирает, обезлюдела. Промышленные гиганты Тихвина, Бокситогорска и Пикалёва «сделали» своё дело. Больш′я часть работников села′ покинула свои насиженные места и подалась искать счастья в город. Но были и другие времена. Сегодня, мы публикуем воспоминания ветерана сельскохозяйственного труда Виктора Николаевича Виноградова.
В Бокситогорском районе с 1957 года. По направлению Областного управления сельского хозяйства работал в совхозе «13 годовщина РККА» в качестве главного врача и главного зоотехника затем директором совхоза. Был директором совхозов «Красный Пахарь», «Бокситогорский». С 1970 года почти 20 лет руководил сельским хозяйством района: начальник управления, начальник Бокситогорского межрайонного объединения совхозов, генеральный директор Бокситогорского производственного объединения совхозов. Все эти годы избирался депутатом горсовета, членом горкома КПСС, а с 1965 по 1989 год был членом бюро горкома. За свой труд по развитию сельского хозяйства района награжден орденом «Знак Почета», двумя орденами «Красного знамени», орденом «Дружбы народов», является «Отличником сельского хозяйства»
Совхоз имени 13-й годовщины РККА, где начался бокситогорский период моей биографии, незадолго до этого был создан на базе нескольких колхозов Борковского и Турлинского сельсоветов. На фермах— до 30 коров, 5-10 свиней, 100-200 кур-несушек. Электричества нет. Внутрихозяйственные дороги непроезжие. От Коммуны, центральной усадьбы совхоза, до деревни Ванино можно было добраться верхом на лошади или на гусеничном тракторе. Поля мелкоконтурные, в среднем до 0,6 га пашни.
Когда в 1959-м году меня назначили директором хозяйства, в нем было 98 коров, 12 свиноматок. Автотракторный парк насчитывал 4 гусеничных трактора и один колесник, 4 машины-вездехода. Вот и весь потенциал Но на этой земле жили и трудились замечательные люди, достойные лучшей жизни и готовые к нововведениям. Мы начали с укрупнения ферм: вместо пяти молочных сделали две, четыре мгелких свинофермы слили в одну. Получили разрешение на подключение к электролинии. Заготовили опоры, купили провод, наняли бригаду электриков, придав им в помощь своих работников. и дали свет на центральную усадьбу и в Борки.
Начали механизировать фермы, применять электродойку, Летом студенческий стройотряд построил новый свинарник. Сблагодарностью вспоминаю техруководителей и специалистов, бок о бок с которыми довелось работать в ту пору, укрепляя хозяйство: главного агронома К. А. Спирина, механика Венедиктова, ветврача Ступникова, зоотехника М. Ф, Смирнову, бухгалтера В. А. Жирухина. Совхоз развивал кормовую базу животноводства, выращивал картофель на площади 22 га, еще 3 га занимали овощи. Полученную продукцию на барже отправляли в Тихвин. Молоко с фермы в Борках на пароме переправляли через Тихвинку, доставляли на центральную усадьбу, а потом на лошадке до станции Большой Двор. Поначалу специалисты жили на частных квартирах. Но вот мы отремонтировали два двухэтажных бревенчатых дома, и все командиры производства перебрались туда. Открыли клуб, магазин, начальную школу… Люди, как говорится, увидели свет в окошке.
В марте 1960 года на землях двух небольших совхозов и трех соседних колхозов был создан совхоз «Красный пахарь». И меня, к тому времени заканчивающего Ленинградский сельхозинститут направили директором в новое хозяйство. Начал, как водится, с подбора кадров на ключевые должности. Управляющими отделения стали бывшие председатели колхозов Крыжановский, Н. В. Гошина, Ф. И. Иванов. На должность главного агронома заступил К. А. Спирин (позже его сменил А. В. Суслов), главным зоотехником работал Л. В. Шигарев, главным инженером — В. А. Головин, главным бухгалтером — М. И. Иванова, экономическую службу возглавил В. М. Моловичко, ветеринарную — Козлов.
Все люди молодые, только что закончившие вуз. За работу взялись дружно, с энтузиазмом.
До объединения совхоз «Красный пахарь» был двумя десятками деревень, с ветхими фермами и отсутствием какой-либо механизации. Дойное стадо составляло 360 коров, плюс к тому— 360 голов молодняка. Вот чего было в избытке, так это рабочей силы. В зимнюю пору рабочих возили на центральную усадьбу, где начинало разворачиваться строительство; специальные бригады были заняты на лесозаготовках. Укрупненное хозяйство выглядело куда солиднее. В восьми десятках населенных пунктов проживало 3136 человек. На фермах содержалось 2400 голов крупного рогатого скота, в том числе 1062 коровы. Надой на фуражную корову не превышал 1240 кг. Зерновые культуры размещались на площади 440 га, средняя урожайность - до 12 ц/га. С гектара, занятого под картофелем, снимали но более 120 ц клубней. Под многолетние травы отводили тогда 900 га угодий.
В «Красном пахаре» я директорствовал пять лет, до 1965 года. Оглядываясь назад и оценивая сделанное, с удовлетворением отмечаю, что экономика хозяйства за эти годы существенно укрепилась. Так, дойное стадо мы довели до полутора тысяч голов (рост в 1,4 раза), между тем производство молока увеличились - благодаря росту продуктивности поголовья — практически в 3 раза и достигло 3870 тонн. Аналогично, увеличение поголовья свиноматок сопровождалось опережающим ростом поголовья поросят — без малого в семь раз Расширение картофельного клина до 180 га с одновременным ростом урожайности (до 160 ц/га) сделало производство клубней еще более перспективной, экономически выгодной отраслью.
В те годы в хозяйстве много строили. На центральной усадьбе выросло 8 многоквартирных домов, еще два - в Новой Деревне, в деревне Веретье появился новый свинарник, высокими темпами шло строительство внутрихозяйственных дорог, связавших отдаленные деревни с центральной усадьбой. С завершением в 1960 году электрификации совхоза открылась возможность перевода молочного животноводства на современные технологии. Фермы переводились на машинную дойку коров, механизировались кормораздача и навозоудаление. Построили мастерские, два картофелехранилища, пять коровников в общей сложности на 1700 животных, сенные сараи, силосные траншеи, зерносклад. В хозяйстве стало 48 тракторов, 22 автомашины, зерновой и два картофелеуборочных комбайна, молоковозы... Наряду с производственной инфраструктурой развивалась и социальная сфера. Специалисты и нуждающиеся в жилье рабочие переселились в благоустроенные квартиры. Совхоз построил две школы (на центральной усадьбе и в Новой Деревне), клуб, детсад, столовую.
Словом, совхоз, получавший серьезную государственную поддержку, развивался и креп куда более высокими темпами, чем окружающие колхозы, такой поддержки не получавшие. И когда летом 1965 года в Ленинградской области колхозы повсеместно стали объединять в крупные советские хозяйства, на селе эту меру приняли с пониманием, как дело назревшее и экономически оправданное.
В тот год меня передвинули на совхоз «Бокситогорский» - новое хозяйство, созданное на землях колхозов «Большевик», «Общий труд» и «Крестьянский путь». Всего за пятилетку «Бокситогорский» вырос в крупное многоотраслевое высокомеханизированное хозяйство, ведущее в районе. Средства на развитие государство направляло большие, совхоз пошел в гору, став, по сути дела, большой строительной площадкой. Практически на голом месте выросла центральная усадьба на 2400 жителей со всей инфраструктурой — клубом, магазином, столовой, двумя детсадами, почтой, зданием сельсовета, баней с прачечной, котельной, очистными сооружениями. Вслед за этим появились новая средняя школа с интернатом, профтехучилище с общежитиями, тепличное хозяйство. Совхоз стал участником ВДНХ.
Боюсь утомить читателя перечислением цифр — их очень много. Скажу только, что хозяйство не просто развивалось вширь. Шло укрепление и развитие производственной базы, планомерное наращивание энерговооруженности, внедрение машинных технологий в кормопроизводство, картофелеводство, животноводство, что, в свою очередь, обеспечивало рост продуктивности дойного стада и гектара сельхозугодий. Техникой совхоз был обеспечен полностью под весь цикл сельхозработ. Основной же отраслью оставалось молочное животноводство, и в этой связи некоторые цифры все же назову. В описываемую пору дойное поголовье на молочных фермах составляло 2 тыс. голов. Нетрудно подсчитать, какие объемы молока отправлял «Бокситогорский» на местный молокозавод и в Ленинград, если продуктивность животных перевалила за 3 тыс. литров.
Жизнь между тем шла своим чередом. В 1971 году меня назначили начальником только что созданного Бокситогорского межрайонного объединения совхозов; в него вошли четыре хозяйства Тихвинского и девять — нашего района. Позже, в 1983 году объединение утратило статус межрайонного, четыре тихвинских хозяйства вернулись к себе в район, а на базе того, что осталось, создали новую структуру— Бокситогорское производственное объединение совхозов с головным совхозом «Бокситогорский». Меня назначили генеральным директором объединения. Заместителем моим по головному хозяйству стал Валентин Николаевич Ромашин, заместителями по другим направлениям деятельности — Васильев, Рожнов, Василий Дорофеевич Дорофеев, Валерий Анатольевич Чуркин.
Хотелось бы назвать здесь людей, с которыми я проработал бок о бок многие годы, — главных специалистов объединения, директоров и главных специалистов совхозов, руководителей специализированных организаций. Их лица слоят у меня перед глазами, память хранит громкие дела, которые только вместе, сообща мы и могли осилить. Даже список для себя составил. Набралось более ста фамилий. А вот о том, что нам удалось сделать за те годы (объединением совхозов я руководил вплоть до начала 90-х), - об этом непременно надо рассказать.
И снова на первой позиции будут люди. Так вот, кадрами специалистов были укомплектованы все хозяйства. Осуществлена масштабная программа работ по мелиорации и культуртехнике. Ежегодно вводились 2-3 тыс. га новых и окультуренных земель. На поля ежегодно вывозились десятки тысяч тонн ТМАУ. Химизацией почв занималась «Сельхозхимия»— специализированное предприятие, оснащенное мощной техникой. На всех молочных фермах были установлены молокопроводы, холодильники, кормораздатчики, автопоилки, системы навозоудалония. Совхозы располагали всем набором техники, которая применялась в те годы в сельском хозяйстве Ленинградской области.
Была осуществлена специализация хозяйств. В частности, «Подборовский» и «Лиственский» выращивали племенных нетелей, «Радогощинский» занимался откормом бычков, в «Красном пахаре» кроме молочного животноводства и репродуктивного свиноводства серьезно было представлено картофелеводство — имелся свой сортоучасток, клубни выращивались на площади 400 га. В «Бокситогорском», располагавшем самым крупным в районе дойным стадом, выращивали еще и овощи. По производству молока, картофеля и поголовью скота мы стали приближаться к ведущим пригородным хозяйствам. Район три раза завоевывал областное переходящее Красное знамя по животноводству и один раз — по растениеводству.
В совхозах была создана материальная база для дальнейшего развития сельского хозяйства. Во всех совхозах построены механизированные животноводческие помещения, жилые дома, бани, столовые, детские сады, школы, В совхозе «Ефимовский» сдали два 90-квартирных дома, пожарное депо, провели и подключили газ. Даже в г. Бокситогорске было построено 5 домов, то есть более 200 квартир. О том, насколько развита была социальная инфраструктура, лучше сказать опосредованно: на центральной усадьбе головного хозяйства, в Бору, в 1989 году проживало более двух тысяч человек, в Большом Дворе («Красный пахарь») — 1064 человека, в Климово («Новый быт») — 845 человек. Выводы напрашиваются сами.
Здесь я должен сказать доброе слово в адрес строителей, с кем постоянно приходилось заниматься созданием материально-технической базы села. Это П. Е. Константинов, В. П. Галковский, Г. И. Чаплыгин, С. А. Малютин, И. Г. Алексеев и многие другие. Громадную помощь селянам оказывали руководители промышленных предприятий района:
Г. П. Ткаченко, X. А. Бадальянц, Б. М. Максименко, Н. А. Макаров, Н. И. Казанцев, А. А. Либзон. Они не только обеспечивали нас своей продукцией: асботрубами, цементом, шифером, известняковой мукой, торфо-минеральными удобрениями, подстилочным торфом и т.д., но и оказывали большую шефскую помощь, присылая людей в горячие периоды сельскохозяйственных работ. Нельзя не отметить также шефскую помощь промышленных предприятий Фрунзенского района Ленинграда: в предоставлении людей, в снабжении материалами и оборудованием, в производстве несложных строительных работ. Конечно, все это делалось под руководством партийных и советских органов.
При всем обилии цифр и примеров, которые остались за скобками, есть интегрированный показатель, наглядно отражающий экономическую мощь аграрного сектора района, специализировавшегося на молочном животноводстве. Вот цифры: в 1998 году, располагая дойным поголовьем в 14100 коров, при среднегодовом надое на фуражную корову, существенно превышающем 3 тыс., Бокситогорский район произвел без малого 48 тыс. тонн молока.
Мне, проработавшему на бокситогорской земле 33 года, горько сознавать, что в перестроечном угаре 90-х годов огромный потенциал, созданный усилиями поколений сельских тружеников, не был востребован, что «святая, как хлеб», деревня-кормилица пострадала больше других, оскудела людьми. И, конечно же, я радуюсь, что нынешняя власть повернулась лицом к нуждам села, что возрождение отечественного сельского хозяйства стало одной из приоритетных государственных задач, национальным проектом. Дай-то бог, чтобы все получилось!
Материал подготовлен по публикации в книге "Страницы памяти..." под редакцией Ю. В. Баранова - СПб; СПГУТД, 2007