JHtml::_('behavior.framework', true);
НАРОДНОЕ  ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ  БОКСИТОГОРСКА   ГОРОЖАНИНЪ       Наш девиз:   НЕ    БОЙСЯ   УПАСТЬ,  БОЙСЯ   НЕ   ВСТАТЬ
Выпуск № 05 (212) январь 2014 года

 


 читать

Выпуск 05 (212)  28-04 январь-февраль 2014 года

  Путешествуем по родному краю

 АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ


  30 января день памяти Антония Дымского.    В трёх километрах от трассы Вологда – Санкт-Петербург, близ виадука в д. Галично, находится Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Это один из интереснейших памятников старины на территории Бокситогорского района. В последние годы интерес к этому намоленному месту значительно возрос в связи с реставрацией и восстановлением построек монастыря, возобновлением церковной службы. Мы бываем там часто и в день памяти Антония Дымского предлагаем вам материал, подготовленный по личным впечатлениям и материалам разных источников, собранная воедино. Делаем мы это с целью, привлечь ваше внимание к этому удивительному месту и к самому Антонию.

      Монастырь расположен на большом холме вблизи Дымского озера, недалеко от города Тихвина и является одним из древнейших монастырей северо-западной земли, древнейшей обителью С.-Петербургской митрополии. Основал монастырь преподобный Антоний Дымский в 1243 году. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение.

      В поисках молитвенного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов - дымей, бывавшим над озером. Антоний здесь поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келью на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды.

      Святой приплывал к камню на лодке, и долго молился на нем, осуществляя подвиг столпничества на водах. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Поэтому по праву молитвенный камень Преподобного Антония стал почитаемой святыней.

      После преставления Антония Дымского возник обычай совершать плавание вокруг камня. Множество верующих исцелились благодаря этим благодатным купаниям. Сам Святой благоверный князь Александр Невский приезжал в обитель "Антония на Дымах", купался в озере и даже исцелился от ревматизма.

      Через много лет молва о его подвижнической жизни привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился на 67 году жизни 24 июня 1273 года. Он был погребен в созданной им церкви. Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году. Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно в день обретения мощей.

      В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

      Однако подлинных письменных свидетельств из жизни монастыря этих времён нет. Они установлены по косвенным свидетельствам других источников и до сих пор вызывают разные толкования.

      Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского, самая ранняя из дошедших редакций которого датируется концом XVII века. Вероятно, оно составлено в Антониево-Дымском монастыре с использованием местных преданий. Вторая редакция, более поздняя, датируется концом XVIII—началом XIX века.

      Причины скудости информации о ранней истории монастыря называет первая редакция: древние сведения не сохранились «от велия забвения и нерадения… и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». При этом обе редакции сохраняют дату основания монастыря — около 1243 года. О том, что грамота на создание монастыря была пожалована Александром Невским, сообщает поздняя версия, что вызывает сам факт её существования.

      Только в поздней редакции упоминается о событиях 1409, 1611 и 1626 годов. Историк И. П. Мордвинов считал эти известия легендами, так как указаний на эти события в других источниках о жизни монастыря отсутствуют. Но мы приведём их для полноты картины.

      В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

      С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.

      В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.

      В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен Свято-Троицкий собор – первый каменный храм, в котором под спудом в приделе преподобного Антония Дымского находились мощи святого.

      В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

      В грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

      Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланным им 11 октября 1795 года. Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

      В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.

      При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

      Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-х дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).

      Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (Кириллов).

      В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населенный пункт «Красный броневик».

      В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи.

      Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.

      После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.

      В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956—1961 годах он был окончательно разобран.

      К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

      В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

      30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.

      В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени.

      В 2001 году в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. На Дымском озере возведена деревянная часовня преподобного Антония.

      6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью.


 
Благословенны Дымские края.
Просторы света будто на иконе.
И тишина, как детская заря,
Где подвизался иноком Антоний.

Недаром в темных Тихвинских лесах
Искал он тишину уединенья
И выбрал камень веры на водах-
Утес трудов молитвенного бденья.

На этом мысе он всю жизнь провел
Зимой и летом в камень прорастая,
И монастырь молитвенно расцвел
На озере, как острове из рая.

А Русь тогда крошили в суете.
Одна война сменялась новой битвой,
А он стоял на камне, на воде,
И собирал ее своей молитвой.

Монголы с юга рвались на страну,
А с запада — лихие крестоносцы,
А он молитвой отражал Орду,
Был настоящим чудо — богоносцем.

Твой крест, как крепость смотрит на меня,
Стоит на озере он камнем богатырским,
Предтеча Серафимова огня,
На тихвинской земле — Антоний Дымский.

Елисов Андрей, православный поэт и публицист.
 
      При подготовке номера использованы материалы
из Интернета, чёрно-белые фотографии реставратора Варакина Е. П.и цветные фото автора,
Дымский монастырь и его основатель Преподобный Антоний ("Тихвинская народная библиотека", выпуск № 6) и др.


 

   

0493164
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Вся статистика
58
104
395
1450
3201
493164

Server Time: 2019-10-18 11:10:01