JHtml::_('behavior.framework', true);
НАРОДНОЕ  ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ  БОКСИТОГОРСКА   ГОРОЖАНИНЪ       Наш девиз:   НЕ    БОЙСЯ   УПАСТЬ,  БОЙСЯ   НЕ   ВСТАТЬ
Бокситогорск ГорожанинЪ

Материалы


 

   читать
Выпуск 11 (218)  31-07  март-апрель 2014 года

  Храмы родного края.

 ЯЗЫЧЕСКИЕ  ХРАМЫ

        Храмы нужны человеку для общения с высшими существами, покровителями и защитниками в его жизни, от рождения до самой смерти. За время обитания человека в нашем крае жителями создано множество различных храмов и мест поклонения как языческих, так и христианских.

      До появления славянских переселенцев на территории нашего края обитало население финно-угорских племен, которым славяне дали собирательное имя чудь. Отголосками от тех времен, когда славяне и чудь проживали чересполосно на территории края, являются названия населенных пунктов Чудцы, Чудская, Чудской конец, Чурилова Гора и других, им подобных.

      Первый поток славянских переселенцев территорию края почти не затронул. Он проходил полторы тысячи лет назад, когда славянские родовые общины  славян-кривичей в поисках удобных мест для подсечного земледелия, широко распространились от ближайших к нам  мест их прежнего поселения в бассейне реки Мсты. Для поселений они облюбовывали сосновые боры, и после себя оставили могилы известные в науке как длинные курганы.

      Нахождение длинных курганов на территории Бокситогорского района зафиксировано учеными в урочище Варшавский шлюз на реке Горюне. В разные годы они были раскопаны археологами Е.Ю. Расторгуевой и А.Н. Башенькиным. Одиночные удлиненные насыпи, подобные длинным курганам, обнаружены в долине реки Лидь у Заборья и в долине реки Воложбы у д. Славково.

      Второй поток славянских переселенцев на территорию нашего края начался чуть более тысячи лет назад и состоял из общин словен ильменских или новгородских. Первоначально они появились в долине реки Чагоды и оставили после себя захоронения в высоких крутобоких курганах известных как сопки. 

В Бокситогорском районе группа сопок расположена около д. Озерёво на реке Чагоде. Находятся они в поле в ста метрах от левого берега реки, часть сопок испорчена. Высота сопок составляла 2-6 метров при диаметре 14-27 метров. К одиночным сопкам относится насыпь в д. Усадище на правом берегу реки Чагоды, расположенная сравнительно недалеко от первой группы сопок.

 В верховьях р. Чагоды, на берегу оз. Боровое (Фомкинское) расположена одиночная сопка высотой 6 метров и диаметром около 20 метров. Кладоискатели оставили на её поверхности несколько ям, при зачистке которых выявлены многочисленные угольные и зольные прослойки выше подошвы. Разведку сопки производил археолог В.И. Равдоникас в 1919 году. В археологическом своде В.В. Седова, посвящённом сопкам,  она обозначена под № 459. Вероятно, к сопкам относилась и, расположенная недалеко от последней,  насыпь в д. Некрасово (Струги), сильно повреждённая ямами.

Переселившиеся в наш край словене ильменские или новгородские  недолго хоронили умерших в сопках по обрядам трупосожжения. С годами сопки сменились курганами, а затем жальниками с обрядом трупоположения.

Постепенно славянское население, распространяясь с юго-востока, освоило в пределах современного Бокситогорского района долины рек Лиди, Колпи, Рядани, Воложбы и их притоков. Верховья Тихвинки были заселены славянами-новгородцами лишь к XIV веку. К северо-востоку от р. Тихвинки обитала весь – предки современных вепсов.

Одновременно со славянским расселением в долине реки Воложбы происходило заселение колбягов и возможно скандинавских переселенцев из юго-восточного Приладожья (низовья рек Паши и Сяси), на что указывают исследования шведских историков. Здесь сложился некий местный конгломерат из старых и новых пришлых племен. В какой-то степени это подтверждается данными топонимики. Здесь сравнительно недалеко друг от друга расположились населенные пункты Русское, Колбеки и Чудской Конец (Большое Болото).

        Славяне пришли на территорию края такими же язычниками, как и проживавшее здесь ранее население. Различия в языческих верованиях кривичей и словен ильменских трудно различимы. Даже составление общего пантеона славянских богов постоянно вызывает споры учёных.

Кроме почитания родовых предков все славянские племена в той или другой степени почитали природные объекты. Их почитание уводит историческую память народа в глубину тысячелетий. С пребыванием кривичей в крае некоторые исследователи (К.М. Плоткин, А.А. Александров) высказывают предположение о распространении почитания камней-следовиков и водных целебных источников. Потомки носителей культуры длинных курганов довели данные обычаи, в изменившихся формах, до наших дней.

На территории края почитаемые камни по данным Курбатова А.В. расположены: у д. Воложба на одноименной реке, д. Горка на реке Тихвинке, д. Плески на р. Лидь.  Интересен культовый камень валун размерами 1,75+1,53+0,88  метра, что находится восточнее д. Воложба вблизи границы Тихвинского и Бокситогорского районов. На восточной стороне камня, близ вершины, имеется углубление глубиной до 10 см, которое отождествляется со следом лося. Местные жители дали ему новое название – божье копытце и придерживались обычая, возвращаясь с кладбища, умыть лицо водой из следа.

Возможно, что данный культовый камень является не только наследием кривичей. Вполне вероятно увидеть в нём более древний культовый памятник, уходящий своими корнями к неолитическим и мезолитическим праплеменам, придерживающихся культа Лося, как одного из более почитаемых в анимистических верованиях. Несомненно, и то, что наряду с культовыми камнями, оставленными первыми славянскими поселенцами культуры длинных курганов, в нашем крае могут быть и другие почитаемые камни, связанные с культурой местного финно-угорского населения.

Камни-следовики (название дано С.Н. Ильиным) встречаются повсеместно на территории Европейского Севера, в том числе в соседних с нашим краем районах Новгородской и Вологодской областей. Их поисками на территории нашего края специально никто не занимался. В тоже время есть сведения о наличие примечательных камней, обладающей определенной сакральностью подобно камню близ деревни Михеево.

 Следовики относятся к памятникам глубокой старины, относящимся к культу предков широко распространённому у первобытных людей. Проходили века, а они служили разным родам, племенам и народностям. С появлением христианства они продолжили служить населению, трансформировавшись в «божьи стопки», «стопы богородицы» и другие.

Трудно сказать какие боги в пантеоне у местных кривичей занимали главенствующее положение. У словен ильменских, несомненно, главным персонажем являлся Перун – бог грома и молний. Широко известно его святилище в урочище Перынь, расположенное на истоке реки Волхова из Ильмень-озера.

 Святилища, посвящённые Перуну, известны во многих местах, форма их в плане округлая, площадки ровные, горизонтальные, окружённые кольцевым рвом и кострищами. В центре находился деревянный идол. Известно также, что славяне-язычники посвящали Перуну некоторые цветковые растения, приносили жертвы и как можно дольше поддерживали ритуальный огонь.

  Подобное святилище Перуна находилось на востоке Бокситогорского района в урочище Перунь на реке Колпи, в одном из первых мест освоенных славянами ещё в Х веке. При раскопках, произведённых археологом А.Н. Башенькиным, в центре славянского капища был найден ритуальный камень, соотносимый со славянским богом Перуном. Здесь в глубокой древности наши славянские предки в своем языческом храме просили покровительства у богов.

Вторым по значению богом после Перуна у словен ильменских был Велес – покровитель мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли. Велес часто выступал у земледельцев как «скотий бог», но в Ладоге, где существовало особое святилище Велеса в Велеше, его чтили больше как бога торговли. Возможно, что культ Велеса развивался у словен под скандинавским влиянием.

Славянская топонимика Тихвинского края позволяет предположить почитание словенами ильменскими и менее известного божества – Радогость. С этим  именем связан топоним Радогощь, название населённого пункта, расположенного в верховьях реки Лидь и бывшего форпостом славянского населения среди проживающей вокруг веси (вепсов). Радогость или Сварожич известный как бог земного и небесного огня и почитаемый у западных славян, вполне мог в той или другой степени сохранять своё влияние среди словен ильменских, связанных своим происхождением с западными славянами. Некоторые исследователи считают,  что Радогость (Радигость) вообще являлся общеславянским божеством.

Трактование второй половины топонима – «гоща», как место сбора в средние века торговых людей - гостей, не противоречит данному предположению. Опорный пункт славян среди вепского населения мог иметь своё святилище Радогоста и быть торговым центром  одновременно.

О наличие славянских языческих мест поклонения древним божествам свидетельствует также название известного со средних веков в Нагорной половине  Обонежской пятине погоста в Березуе и Радуницах. Земли этого погоста располагались вокруг озера Березорадинского (Спировского) частично в границах Бокситогорского района и за его пределами в Новгородской области.

 В названии погоста дано явное указание на местность именуемую Радуницей. Известно, что радуница – это языческий весенний праздник у восточных славян. После крещения Руси его стали отмечать на Фоминой неделе – в первое воскресение после Пасхи, а чаще в следующий за ним вторник.

Радуница проявляется как свидетельство культа предков и несмотря на запреты православных иерархов сумела утвердиться и сохраниться у православного населения вплоть до наших дней. Теперь её считают «пасхой мёртвых» и приносят на могилы вино и еду, но уже не устраивают, как встарь, причитаний и игрищ с играми скоморохов, песнями и плясками.

Корни славянской языческой религии уходят вглубь прошлого и порою тесно связаны с её праиндоевропейским основанием. В памяти людей, в их языке сохраняются отголоски многих первоначальных представлений о прежних божествах, порою изменённых до неузнаваемости в проявлениях измененной обрядности. 

         К концу Х века у восточных славян наметился кризис языческих верований. В сознании народа стало утверждаться христианство.

Л.А. Старовойтов, краевед

 

Фото: 1. Сопка на берегу оз. Боровое (Фомкинское). Фото автора. 2003 г.

           2. Святилище бога Перуна. Реконструкция. БСЭ. Т.19.

0493164
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Вся статистика
58
104
395
1450
3201
493164

Server Time: 2019-10-18 11:06:22